358000 Республика Калмыкия
г. Элиста, ул. Ленина д.249

8 (84722) 3-39-17
ksk-elista@mail.ru

05.09.2024

Сегодня в республике отмечается День национальной письменности

Праздник был учрежден в честь 350-летия Тодо Бичиг, а также 400-летия со дня рождения его создателя – Зая-Пандиты Намкай Джамцо (1599-1662), выдающегося ойратского религиозного и политического деятеля. В 1648 г. он реформировал старую монгольскую письменность (Хуудм бичг), создав ойрат-калмыцкое письмо «Тодо бичг» («Ясное письмо») и приблизив его к разговорному языку.

Сам ойратский язык, близкородственный монгольскому языку, был известен гораздо раньше. Еще в XIII веке персидский историк Рашид-ад-дин отмечал, что язык ойратов немного отличается от монгольского. До середины XVII века ойраты, как и все другие монгольские народы, пользовались полифонным старописьменным монгольским языком (Худм бичг).

При создании письменности Зая-пандита проявил большую творческую изобретательность, строго выдержав единый графический характер букв, и создал чрезвычайно точный алфавит, где каждый знак имеет только одно значение, т.е. создание алфавита «Тодо бичг» привнесло ясность и однозначность в написании букв.

После создания ойратского алфавита Зая-пандита перевёл более ста восьмидесяти буддийских сочинений с тибетского на ойратский язык. Так постепенно стал формироваться ойратский литературный язык. «Тодо бичг» получило широкое распространение среди ойратов Джунгарии, в т.ч. среди волжских калмыков, поэтому ойратский литературный язык часто называют старокалмыцким, или калмыцким письменным языком.

Калмыки пользовались Тодо бичг до 1924 г., когда оно было заменено кириллицей в ходе проводившейся тогда кампании по кириллизации алфавитов народов СССР. Ойраты Монголии пользовались ясным письмом до 1945 г. Ойратское письмо всё еще бытует среди ойратов Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, где издаются различные статьи, книги, журналы, газеты. Главный печатный орган Синьцзяна («Шинҗәңгинөдринсоньн») выходит на ойратском письме.

Зая-Пандита посещал ойратов два раза. Первый его визит состоялся в 1645 г. – тогда он приезжал с миротворческой и религиозной миссией и пробыл в степи один год; а в 1655 г. привез Тодо бичг калмыкам, кочевавшим в пределах России.

С именем выдающегося ойратского ученого и просветителя связан первый в мире пакт о ненападении, заложенный в Степном Уложении 1640 г. («Ик Цааҗин Бичг»). Первый в мире закон об обязательном образовании был принят на Волге и касался обучения детей всех сословий письменности «Тодо бичиг» и грамоте.

Кстати, с сентября в Элисте вновь начинает работу буддийская школа, где для ребят преподает Шаджин-лама Калмыкии геше Тензин Чойдак. Помимо буддийского учения дети обучаются письменности «Тодо бичг» и глубоко изучают историю Калмыкии.


Возврат к списку